Сущность, виды и функции налогов

Сущность, виды и функции налогов

Важнейшим источником поступлений в бюджет являются налоги.  На их долю приходится  до  90%  всех  доходов бюджета в промышленно развитых странах.

Налоги – обязательные платежи в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в законодательно установленном порядке.

В зависимости  от  методов формирования различаются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог т др.).  

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.).

К основным видам налогов относятся подоходный налог,  который вычитается из доходов налогоплательщиков по установленной норме, называемой налоговой  ставкой (размер налога на единицу обложения). В России с 2001г. действует самая низкая в мире ставка в размере 13 %.  Платежи осуществляются в течение года,  но окончательный  расчет  делается  по итогам года.  Для этого налогоплательщики – физические лица – в установленные сроки представляют декларацию о доходах за год.

Значительную долю  в  доходах  бюджета  занимает налог на прибыль корпораций (фирм,  предприятий), т.е. юридических лиц. Обложению налогом подлежит  чистая  прибыль фирмы.  При этом в различных странах существуют различные подходы по обложению налогом той части прибыли,  которая направляется на выплату дивидендов акционерам (пайщикам). 

Полученные дивиденды рассматриваются как доход физического лица и  облагается подоходным налогом,  сначала эта сумма дивидендов облагается корпоративным налогом как часть прибыли фирмы.  Таким образом, происходит двойное налогообложение.  Эта система действует в США, Швеции, Швейцарии, России и др.  Ставки этого налога по разным странам  различны.  В США – 34%, Японии – 60-65%, Германии – 48-52%, в России с 2002 года эта ставка снижена с 35 % до 24 %.

Действуют социальные налоги,  которые устанавливаются к фонду оплаты труда  (ФОТ) и направлены на решение социальных вопросов (пенсии, пособия и т.п.).

В странах  с высокоразвитой рыночной экономикой значительную долю занимают поимущественные налоги – налог на имущество, дарение и наследство. В  Российской экономике этот налог занимает пока незначительную роль.

Большую роль в формировании дохода бюджета играют налоги на товары и услуги,  т.е.  косвенные налоги. Прежде всего, таможенные пошлины, акциз и налог на добавленную стоимость (НДС). Акциз и таможенные пошлины устанавливаются в определенных величинах по различным товарам,  НДС определяется  процентной ставкой от суммы добавленной стоимости к поступившим в распоряжение фирм предметов труда.

Каждый налогоплательщик включает  эту сумму в цену своего товара,  который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. Всю тяжесть этого налога несет конечный  потребитель.  Размер  НДС по различным странам колеблется от 5 до 38%.  В России эта ставка составляет по продуктам питания первой необходимости 10%, а по промышленным товарам и некоторым продовольственным товарам – 20%.

Это основные налоги.  Но наряду с ними существуют разнообразные местные налоги и сборы.  В их числе такие как: налог на местную символику, на перепродажу автомобилей и компьютерной техники,  налог на содержание муниципальной милиции, за уборку территории, с владельцев собак и т.п. Их общее число в России составляет 22 вида, для сравнения, в Германии – 42 вида.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов  (фискальная функция);
  2. поддержание социального равновесия путем прогрессивного  налогообложения   лиц с высокими доходами (социальная функция);
  3. государственное регулирование экономики (регулируемая функция).

Главная функция  налогов  – это пополнение государственной казны, т.е. обеспечение финансирования общественных  расходов.  Но  наряду  с этой функцией налоги являются важнейшим экономическим инструментом регулирования общественного производства и обеспечения социальных гарантий.

Налоги играют важную роль в социальной жизни. Проблему налогов обсуждают на различных уровнях общественной жизни – от домашних хозяйств до парламентов и правительств.  Вводятся различные системы налогообложения, направленные на их совершенствование.  Так, для обеспечения социального равновесия вводится прогрессивное налогообложение, которое заключается в том,  что получающие большие доходы платят налог по высоким ставкам налога.  Кроме того, предусматриваются законодательными актами налоговые льготы  для  смягчения социального неравенства многодетным и малоимущим семьям, переселенцам из-за границы.

Налоги выступают  в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Дифференциацией налоговых ставок и представлением льгот обеспечиваются приоритеты тем или иным отраслям экономики (производство жизненно важных товаров и продовольствия,  медикаментов и т.д.). С помощью налоговых льгот государство оказывает существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры и т.д.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения,  создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на  потребительские, так и инвестиционные товары.

Налоги способны сыграть существенную роль в решении проблемы стабилизации и подъема экономики.  Для этого необходимо создать благоприятные условия для подъема деловой активности и через налоговую  систему. С одной стороны,  рост  налоговых  ставок на первых порах пополняя бюджетные ресурсы,  далее неизбежно и быстро ведет к снижению  доходов бюджета. Это  связано с тем,  что непомерный налоговый пресс дает спад деловой активности,  вызывает свертывание  производства, а отсюда – уменьшение налогооблагаемой базы (кривая Лаффера).

Американский экономист А. Лаффер доказал,  что в результате снижения налогов  обеспечивается  экономический подъем и рост доходов государства. Согласно его  рассуждениям,  чрезмерное  повышение  налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете ведет к снижению поступлений в бюджет (рис. 13.1).

Кликните Play чтобы посмотреть анимационный ролик.

Кривая Лаффера
Рис. 13.1 – Кривая Лаффера

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления экономической реформы в России.  Эта сложность усугубляется еще тем, что в предыдущие годы развития общества к налогам сложилось негативное отношение и кроме того, нынешняя экономика России пока не базируется на подлинно рыночных отношениях.

Приходится заново создавать теорию и практику налогообложения в стране. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов огромный опыт зарубежных стран. Но его использование в условиях России серьезно затруднено в силу особенностей развития экономики России.

История человечества не знает такого прецедента экспериментирования командно-распределительным механизмом.  С 1992 года  налоговая система  претерпевает  коренные изменения.  Налоговая система в России практически создается заново.  Опыт  налоговой системы в  России позволил выявить существенные недостатки.  Поэтому принято решение о создании Налогового  кодекса,  который был подготовлен  Правительством  и представлен в Государственную думу для утверждения. После десятилетних дебатов и дискуссий Налоговый кодекс наконец принят парламентом (сначала первая часть, а затем и вторая часть).