Рынок, анализ спроса и предложения

Рынок, анализ спроса и предложения

Первый вопрос «базовые понятия рынка» по существу представляет собой продолжение вопросов, изучаемых в рамках первой темы. Понятие рынка – одна из основных категорий экономической теории. Более полное и глубокое изучение этого вопроса является предметом изучения специального курса основ рыночной экономики.

Рассматривая закономерности спроса и предложения, необходимо иметь ввиду, что фактически эти закономерности на графиках имеют форму кривых, но в процессе изучения этого вопроса в ряде случае допустимо изображать их прямыми отрезками.

Вопросы 4 и 5 данной темы требуют усвоения основных положений теории предельной полезности. Следует твердо усвоить, о каком безразличии говорит кривая безразличия. В данном случае подразумевается получение одного и того же уровня суммарной полезности от одновременного потребления двух благ при различных количественных пропорциях между ними.

В упражнении 2 дается конкретный пример для усвоения свойств кривых безразличия. Полезно задать себе вопрос – почему кривая безразличия не может быть прямой линией? Для ответа требуется всего лишь разобраться в категории «предельная полезность».

Основные вопросы

  1. Базовые понятия рынка.
  2. Закон спроса и неценовые факторы спроса.
  3. Закон предложения и неценовые факторы предложения.
  4. Понятие полезности и потребительское равновесие.
  5. Кривые безразличия и бюджетные линии.

Дополнительные вопросы и упражнения

  1. Как различаются понятия «величина спроса» и «сам спрос»?
  2. Как влияет  фактор времени на возможности предложения?
    Выберите правильный ответ.
  3. Тест. Понижение цен на бензин вызовет:
    1. сдвиг  вправо кривой предложения  автомобилей;
    2. сдвиг  влево кривой предложения автомобилей;
    3. сдвиг  влево кривой спроса на автомобили;
    4. сдвиг  вправо кривой спроса на автомобили.
  4. Совпадают ли понятия «полезность» и «потребительная стоимость»?
  5. Совпадает ли оценка полезности товара разными потребителями?
  6. В чем  различия между кардиналистами и ординалистами?
  7. Упражнение 1.
    Студент ежемесячно получает 200 руб. на питание и развлечения. Цена условной единицы того и другого – 5 руб. Нарисовать бюджетную линию  студента. Как изменится бюджетная линия в случае, если:
    1. размер стипендии вырастет до 300 руб.;
    2. при неизменности цены единицы питания, цена единицы развлечения снизится до 4 руб.
  8. Упражнение 2.
    Определить оптимальный набор товаров для этого студента, если имеются данные по трем кривым безразличия для тех же двух товаров, что и в упражнении 1. Координаты точек на кривых: