Потребности и предпочтения потребителя

Потребности и предпочтения потребителя

Основу спроса  образуют потребности человека.  Они подразделяются на первичные,  т.е.  связанные с самим существованием человека  (пища, одежда,  жилье) и вторичные, возникновение и изменение которых вызывается развитием цивилизации, техническим и духовным прогрессом. 

Граница между этими группами подвижна.  Например, потребность в одежде первична, а в красивой и модной вторична. Вещь, которая в одних условиях  роскошь, может оказаться крайне необходима в других условиях (шуба из натурального меха).

Потребности людей находятся под сильным влиянием тенденций в жизни общества,  социального статуса потребителя. Различаются потребности в товарах  вообще  и в отдельных товарах.  Первая группа потребностей безгранична и не поддается полному  удовлетворению.  Иная  ситуация  с конкретным товаром. Такие потребности могут быть исчерпывающе насыщены.

Удовлетворение потребностей – конечная цель всей экономической деятельности.  Величина и структура потребностей отражаются в стремлении приобрести то или иное благо.  Поскольку и количественно и качественно потребности у каждого человека индивидуальны, то даже при равных доходах и постоянных ценах различные покупатели приобретают различные наборы товаров.  Люди различаются по своим предпочтениям. Предпочтения это симпатии и антипатии.

Предположения о потребительских предпочтениях.

Экономическая модель потребительского выбора базируется  на нескольких  предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг.

  1. Способность ранжировать альтернативы. Потребительские предпочтения могут быть представлено рангами,  которые присваиваются альтернативам.  Эти ранги дают информацию о том, что потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы потребительских благ и услуг, например,  из двух наборов А и В потребитель предпочитает А вместо В, или В вместо А, или будет одинаково удовлетворен обоими. Но необходимо отметить,  что эти предпочтения игнорируют стоимость.  Потребитель может предпочитать суперновый «РоллсРойс» «Жигулям»,  но купит все-таки «Жигули».
  2. Предпочтения транзитивны.  Транзитивность  означает,  что если потребитель  предпочитает набор А набору В,  а последний набору С,  он также должен предпочесть набор А набору С. Например, если потребитель предпочитает новый автомобиль туристической поездке, а последнюю – новой стереосистеме,  его потребности транзитивны, если он также предпочитает новый автомобиль стереосистеме.
  3. Большее количество всегда предпочитается меньшему. Потребитель всегда дал бы более высокий ранг набору,  содержащему два лимона и две бутылки коньяка,  чем другому, в котором находятся только один лимон и одна бутылка коньяка.

Некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают, иногда называют «экономическим антиблагом». Примеры – мусор, загрязненная вода.  Один человек вполне может считать вредным то,  что другой считает полезным.

Эти три предположения образуют основу модели теории потребительского поведения.  Они не объясняют потребительских предпочтений – они лишь описывают их.  Однако возможно интересное разнообразие таких описаний.