Основные направления денежно-кредитной политики

Основные направления денежно-кредитной политики

«Политика» –  это «то,  что относится к государству»,  «государственные дела», государственная деятельность. Поэтому денежно-кредитная политика – это особая деятельность государства.

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий,  с  помощью  которой регулируются денежно-кредитные процессы страны.  Ее главная цель – регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и  денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия),  либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).  В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента.  Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита,  повышения  процента,  сдерживания  эмиссии средств и т.д.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может  осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и  характер частных институтов,  так  как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.  Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Прежде всего, это государственный контроль над  банковской  системой, который  имеет  целью  укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е.  их  способности  своевременно  покрывать  требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики),  операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Управление государственным долгом также является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных  дефицитов и огромного роста государственной задолженности,  когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов.

Третье направление  – это регулирование объема крупных операций и денежной эмиссии.  Применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к  увеличению  денежной эмиссии, вне банковской системы – к ее сокращению.

Конкретные методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие  (влияют  на  рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.).

К общим методам относятся:  учетная (дисконтная) политика, операции на  открытом  рынке,  установление  норм обязательных резервов для коммерческих банков.

Учетно-процентная (дисконтная)  политика  состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта),  по которой коммерческие  банки могут заимствовать  резервы у центрального банка.  Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредиторы коммерческих банков.  Коммерческие банки получали кредиты под залог собственных долговых обязательств или путем переучета коммерческих  векселей.

Повышая  ставку  по  кредитам (учетную ставку,  ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов,  ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете  к  сокращению  кредитных операций. Механизм  учетно-процентной ставки исправно действовал в начале века,  но затем его применение начало наталкиваться  на  противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору,  а не под влиянием рыночных условий. В условиях Российской экономики центральный  банк  проводит рестрикционную денежно-кредитную политику, постоянно повышая процентную ставку  (ставку  рефинансирования). Например:  в 1992 году она составляла – 80%, а в 1994 году – более 200%.  И только с конца 1995 года стабилизировала процентную ставку. В начале 1998 года она составила 20%.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или в покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по  рыночному  или заранее объявленному курсу.

Установление норм обязательных резервов  коммерческих  банков,  с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.

Приведем такой пример:  допустим, ЦБ принял решение поднять установленную резервную норму с 20 до 25%.  Предположим,  что коммерческий банк имеет 50 тыс. ед. резервов, из которых 40 тыс. ед. соответствуют обязательной норме на вклады 200 тысяч.  Таким образом, избыточные резервы банка (которые можно отдать в ссуду) составляют 10 тысяч ед.

После увеличения резервной нормы с 20 до 25% обязательные резервы составят 50 тысяч ед., избыточных резервов не окажется. С одной стороны, это улучшит банковскую ликвидность, с другой стороны, снижает способность банка  расширять  денежную  массу путем кредитования (а это в свою очередь снижает возможности для инвестиций у потенциальных инвесторов).

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся: контроль по  отдельным  видам кредитов,  регулирование риска и ликвидности банковских операций.