Механизм решения основных проблем в различных экономических системах

Механизм  решения основных проблем в различных экономических системах

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория  рассматривает два различных способа координации такого выбора:  стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный).  Первый их них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям,  передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки.

К таким системам  относится  рынок  – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих  строгое  подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества в каждом обществе решаются  специальными методами,  в традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта,  традиций, обычаев, религиозных воззрений и  представлений.  В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено.

Изменения,  как  правило  имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы в силу соблюдения  традиций  и  обычаев  трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида.  Как правило,  в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация),  а технический прогресс и инновации  практически отсутствуют,  религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере чистого капитализма,  то есть так называемого рынка  чистой (свободной) конкуренции.  Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием  системы  рынков  и цен для координации экономической деятельности и управления ею в такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом.

Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются.  Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг,  а также ресурсов,  то есть всегда имеется свобода выбора. В результате все основные  проблемы в такой системе решаются самостоятельно,  то есть без участия государства. 

Роль правительственного (централизованного) планирования вовсе отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся,  вмешательство государства  может  оказаться  вредным  и опасным. Поэтому,  в основном,  правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В капиталистическом  хозяйстве  проблемы «Что»,  «Как» и «Для кого» – решаются главным образом с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика  является  фактически диаметрально противоположной рыночной.  Эту систему характеризует общественная собственность на  средства  производства  и коллективное принятие всех экономических решений путем механизма централизованного  планирования.

Все  крупные хозяйственные  решения связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции,  а также с ее расширением и использованием,  находит  свое отражение в так называемом едином хозяйственном плане,  а точнее - в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах.

В этой системе промышленных предприятий,  являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикреплением поставщиков к потребителям.

Кроме того,  в национальном масштабе экономики в целом, утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.  В соответствии с этими контрольными цифрами определялись темпы экономического роста страны.

Централизованное планирование  в  командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся  гигантской  иерархической  системой,  в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему лицу.  Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего (рис. 3.2.).

Структура административно-командной системы
Рис. 3.2 – Структура административно-командной системы

На практике  действие  механизма  централизованного  планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам  планов  предприятий,  нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой: (США, Великобритания, Швеция, Япония,  Южная Корея и т.д.) имеют отдельные черты,  свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США ближе к чистому капитализму, но правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

Кроме того, в США,  а особенно в Швеции,  государство активно влияет на перераспределение национального дохода,  используя систему трансферных выплат населению и увеличивая доходы малоимущих.

В Великобритании  в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия и профсоюзы.  Профсоюзы вносят существенные возмущения в работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему,  так же, как и общественная собственность и централизованное планирование  существуют не всегда одновременно друг с другом.  Например,  в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность  на  средства  производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную)  собственность  на ресурсы,  и одновременно опирался на свободные рынки.

Экономика Швеции представляет собой гибридную систему,  а именно:

90%  хозяйственной деятельности сосредоточено на  частных  фирмах,  но правительство  играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня дохода.  Япония отличается высоким развитым планированием и координацией  экономической  деятельности  как  государственного,  так и частного секторов экономики.

Рациональное решение  триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной  занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.