Концепция полезности

Концепция полезности

Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг.  По своему характеру она субъективна.

В экономическом анализе полезность используется для того, чтобы описать предпочтения при ранжировании потребительских товаров и услуг. Если от посещения дискотеки человек более счастлив,  чем от  покупки двух книг,  то мы говорим, что поход в дискотеку имеет для человека большую полезность, чем две книги.

Различают общую  (совокупную) и предельную полезность.  Общая полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления определенного набора единиц товары или услуги. Предельной полезностью называют прирост полезности при потреблении дополнительной единицы товара или услуги.

Классическим примером является домашняя библиотека. Общая полезность - весь  набор книг, она будет возрастать с покупкой каждой новой  книги. Предельная полезность – это то удовлетворение, которое владелец библиотеки будет получать от последующей покупки очередного тома.

Но можно ли определить, насколько увеличилось удовлетворение потребителя  от  покупки  дополнительной единицы товара или услуги,  т.е.  можно ли измерить предельную полезность? Экономисты много лет  безуспешно пытаются решить эту проблему.

В XIX веке некоторые экономисты (У.Джевонс,  А.Маршалл, Д.Робертсон и др.), их называют кардиналистами, полагали, что существует определенный количественный измеритель полезности. Они даже ввели условную единицу «ютиль»  /от англ.  “Utility” – полезность/.

Например, потребитель  покупает  9 единиц товара,  тогда общая полезность составляет U9 ютилей,  а при приобретении 10-й единицы – общая полезность возрастает и составляет U10 ютилей. Предельная же полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительной,  10-й единицы товара, определяется следующим образом:

Предельная полезность (формула)
MU - предельная полезность.

Другая группа экономистов,  их называют ординалистами,  полагает, что, поскольку предельная полезность является чисто субъективной,  ее невозможно измерить количественно,  и вводят «ординальную, порядковую» полезность,  с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается  степень удовлетворения потребителя,  но нельзя определить саму эту степень удовлетворения. К представителям данного направления относятся В. Парето, Дж. Хикс и др.

Функция полезности

Функция полезности – отношение между объемом потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности,  удовлетворенности, достигаемой потребителем.  Функция полезности – способ представления предпочтений человека. Она может быть представлена следующим образом:

Функция полезности (формула)

где, f - символ функции, показывающий, что U (уровень полезности) зависит от количества товаров Х /Qх/ и Y /Qу/, потребляемых за определенный период, например, за неделю. Разумеется, в функцию полезности можно включить сколько угодно переменных.

По мере  насыщения потребности удовлетворение от потребления последующей единицы блага падает (при этом потребление других товаров остается неизменным). Вспомним наш пример с домашней библиотекой. По мере увеличения количества книг в библиотеке острота  потребности  будет падать. Поэтому предельная полезность, скажем, сотой книги будет ниже, чем десятой.

Поскольку уменьшение  предельной полезности относится ко всем товарам, то это рассматривается как закон убывающей предельной полезности. 

Закон  убывающей предельной полезности отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности  от потребления  каждой  дополнительной единицы некоторого блага.  Этот закон утверждает, что по мере роста количества потребляемого блага общая полезность от потребления возрастает,  но все в меньшей степени,  а предельная полезность,  или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого блага будет сокращаться.

Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки единицы товара, когда возрастает величество потребленных единиц этого товара.