Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения

Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения

Предложение -  это  готовность  продавцов как участников рыночной сделки произвести и поставить товар на рынок на определенных условиях. 

Величиной предложения называют максимальное количество товара, которое согласны произвести (продавцы) в единицу времени при определенных  условиях.

Предложение зависит от ряда факторов:

Основные факторы, воздействующие на предложение
Рис. 5.5 – Основные факторы, воздействующие на предложение

Таким образом, предложение товара А зависит от:
Формула предложения товара

где QSA  – объем предложения товара в единицу времени;
PA – цена данного товара;
PA,..,PZ – цены других товаров;
R – наличие производственных ресурсов;
C – налоги и дотации;
X – природно-климатические условия.

Изменение кривой предложения

Если все факторы,  определяющие объем предложения, кроме цены товара,  принять фиксированными, то функция предложения будет представлена в виде функции от цены на данный товар:

QSA=f(PQ)

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта,  которые производитель желает или способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен  в течение определенного периода времени  при неизменности прочих факторов.

Как и  при анализе спроса,  необходимо различать изменение объема предложения и изменение функции предложения. В первом случае речь идет о скольжении вдоль линии предложения, во втором – о сдвиге линии предложения вправо или влево.

Линия предложения,  как и функция спроса, может быть представлена табличным, аналитическим  или графическим способами.  Но в отличие от линии спроса линия предложения может иметь различные направления

Различные типы линии предложения
Рис. 5.6 – Различные типы линии предложения

S1 – «нормальная» линия предложения в коротком периоде; S2 – в так называемом мгновенном или «рыночном» периоде;  S3 – долгосрочная  линия предложения для отрасли с постоянными издержками; S4 – долгосрочная линия предложения для отрасли с убывающими издержками;  S5 – так называемая «загибающаяся» линия предложения.

Линия предложения будет иметь различный наклон в  зависимости  от того, какой период:

  • в мгновенном периоде ресурсы предложения практически фиксированы, поэтому  линия  предложения будет представлена вертикальной прямой (линия S2 на рис. 5.6);
  • в  коротком  периоде,  когда  возможно  варьировать  переменной частью производственных ресурсов, линия предложения имеет «нормальный» вид (линия S1 на рис.5.6);
  • в длительном периоде, когда все  производственные ресурсы  рассматриваются как переменные, линия предложения может иметь вид типа линий S1, S3, S4 на рис. 5.6.

Такое разграничение позволяет включить косвенно учет фактора времени в анализ рынка.

В отличие от общего закона спроса, практически не имеющего исключений, подобного общего закона предложения не существует,  однако наиболее распространенным случаем является линия S1 на рис. 5.6.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавцов сделать этот товар доступней, т.е.  произвести его и предложить на продажу.  Это  связано  с тем, что  при более высоких ценах повышается доходность продаж,  и при увеличении чистого дохода от дополнительного производства высокие цены побуждают продавцов увеличивать объем предложения.

Изменение объема предложения - это изменение  количества  товара, предлагаемого для продажи в ответ на изменение цены (при прочих равных условиях). Изменение объема предложения отображается  движением  вдоль данной кривой предложения.  Кривая предложения показывает связь цены и объема предложения в данный момент времени.

Кривая предложения строится,  исходя из предпосылки, что все другие факторы, кроме цены, побуждающие поставить товар на рынок, являются фиксированными. Изменение предложения (характер предложения) товара выражается в смещении всей кривой предложения в ответ  на  воздействие неценовых факторов.

Например,  при  сдвиге кривой предложения вправо, при каждой возможной цене объем предложения был бы выше. Это становится возможным,  например, при падении цен на ресурсы. В этом случае минимальная цена,  которую продавцы хотят получить,  чтобы поставить  на рынок некоторое количество товара, также падает, поскольку уменьшаются удельные издержки.

Тогда новая кривая предложения будет находиться правее старой для каждого объема товара после повышения предложения.