Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения

При анализе  спроса  и предложения часто интересует не абсолютный объем, а его изменение в ответ на изменение цены.  Но объемы спроса  и предложения могут  измеряться в различных единицах (штуках, килограммах, метрах).

Поэтому по абсолютным изменениям объемов спроса и предложения нельзя  судить о реакции спроса и предложения на изменения цен по различным товарам.  Удобнее пользоваться в этих целях показателями относительного изменения. Это приводит нас к понятию эластичности.

Коэффициент эластичности указывает,  на сколько процентов  увеличится (уменьшится) спрос,  если цена товара уменьшится (увеличится) на 1 %.

Аналогично для   предложения:  на  сколько  процентов  увеличится (уменьшится) предложение, если цена увеличится (уменьшится) на 1 %.

Коэффициенты эластичности,  определяемые  по  отношению к ценам и доходам – эффективный инструмент для анализа последствий принятых  решений той или иной политики цен.

Кстати, реакция спроса при изменении цен и доходов похожи, поскольку ответная реакция потребителя,  например, по поводу повышения цен сильно зависит от того, что у него в данный момент в кошельке (рис. 5.8).

Определение коэффициента эластичности спроса
Рис. 5.8 – Определение коэффициента эластичности спроса

Коэффициент эластичности спроса  и предложения  определяется по формулам:

Коэффициент эластичности спроса

Коэффициент эластичности предложения

Или в общем случае эластичность определяется:

Эластичность спроса

Качественно эластичность  спроса может подпадать под один из следующих вариантов:

  1. ED  > 1 – эластичный спрос, т.е. снижение цены (Р) вызывает такое увеличение объема спроса (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает;
  2. ED  < 1 – неэластичный спрос,  т.е.  снижение цены (Р) вызывает настолько незначительный рост объема спроса (Q),  что общая выручка  (Р х Q) падает;
  3. ED  = 1 – единичная эластичность спроса , т.е. снижение цены (Р) в точности компенсируется  соответствующим  ростом объема спроса (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной;
    Крайние случаи эластичности:
  4. ED  = 0 – линия спроса параллельна оси ординат и любое изменение цены не вызывает никакого изменения объема спроса;
  5. ED  = ∞ – линия спроса параллельна оси абсцисс,  и любое сколь угодно малое изменение цены в  сторону  увеличения  вызывает  снижение спроса до нуля, а уменьшение цены вызывает увеличение спроса до бесконечности.

Анализ эластичности предложения,  в основном,  аналогичен анализу эластичности спроса.